Имитация живописи в Photoshop

Сегодня мы рассмотрим способ имитации масляной живописи, который красками на холсте (бывают и другие варианты).

Разумеется, для начала хорошо бы посмотреть, как выглядит то, что мы собрались имитировать. (Фрагменты полотен Андрея Поздеева и Клода Моне).

  

Холст (основа для живописи) имеет определенную фактуру поверхности, созданную корзиночным переплетением нитей. Холст бывает тонким, грубым, с крупной нитью, в две нити и др. От этого рисунок поверхности холста достаточно разнообразен.

Так же разнообразны мазки живописца, краска может лежать тонким слоем , сквозь который проглядывает фактура холста (обычно в тенях и темных местах изображения), может наноситься пастозно (очень толстым рельефным слоем), сохраняя рисунок волосьев кисти или мастихина (железный скребок — лопаточка для сдирания краски с холста, палитры, который художники часто используют и для нанесения краски на холст). Пастозно краска обычно лежит в светах и светлых местах изображения. Можете проверить :o)

 Так же разнообразна и техника нанесения рабочих слоев на живописное полотно. В прошлые века художники предпочитали технику многослойной живописи с подмалевком, формированием слоев и лессировками (см. далее). Каждый слой наносился на тщательно просохший пердыдущий, порядок слоев не нарушался, отчего многие картины выглядят так, будто написаны совсем недавно. Итак…

Подмалевок.

Первый слой прозрачной, достаточно жидкой краской. Его задача — определить основные цветовые и тональные пятна, соотношения в работе, создать некий камертон. Иногда цвет подмалевка был достаточно активным и насыщенным с учетом просвечивания его сквозь последующие слои.

Основные слои.

Почему их не один? Все зависит от техники живописи конкретного художника. Но большинство мастеров вело свою работу от темного к светлому, постепенно нагружая краской света и как бы «вытягивая» форму из пространства.

Лессировки.

Завершающие прозрачные слои. С их помощью делали более насыщенными по цвету тени, на светах достигали огромного количества живописных ньюансов, особенно в передаче живого человеческого тела. Иногда с их помощью обобщали форму, добиваясь большей цельности и выразительности изображения.


Практика имитации живописи.

1. Подготовка изображения.

Поскольку наше исходное изображение — это фотография, момент из жизни, то и результат будет соответствующим. В этом основная проблема этого метода. Когда художник рисует картину, он проводит тщательный отбор важнейших деталей, характерных для данного объекта, модели, ищет наиболее подходящий способ для полного выражения своих мыслей, соответствующие приемы, манеру, цвет, ширину мазка и т.д. В какой-то мере и мы можем вносить в работу какую-то степень художественности и обобщенности, но мы работаем уже с определенной заданностью.

Фотографию нужно подготовить. Разумеется, для начала общие моменты — настройка тона, цвета, яркости, контраста. Затем нужно освободиться от ненужных деталей фона и окружения, оставив только необходимые фрагменты. Иногда тот же фон проще задать по новой, чем выправлять существующий, особенно если это вам подходит больше по замыслу.

Несколько приемов.

Использование фильтра Blur (вариант замены фона).

При помощи инструментов выбора («лассо», «волшебная палочка») мы выбираем нужные нам (вернее, ненужные нам) части фона, задаем размывку гарницы (Select/Featers… где задаем нужное нам число пикселов размывочной границы, оно зависит от общего размера изображения и от нужного нам качества этой границы). (1)

Затем заполняем фон нужным нам цветом, применяя градиенты, вклеивание фоновых изображений, размывки и прочее. (2).

Затем мы стараемся фон и изображение объединить в единое целое любыми доступными нам способами, параллельно стараясь придать художественность всему изображению, достичь каких — либо цветовых ньюансов.. (3).

  


2. Подмалевок

Это уже первый этап имитации. Но хочу сразу сказать об особенностях процесса, сформировавшихся в результате личного опыта. Всегда нужно иметь дубликат исходного изображения, уже настроенного по цвету и формату. Часто приходится использовать его или целиком, или в отдельных фрагментах.

Итак, перед началом копируем основное изображение в буфер обмена (для последующего слоя) и применяем фильтр Underpainting к первому слою.

На первом уровне используется фильтр Underpainting раздела Artistic. Он удивительно точно имитирует эту первую часть работы художника. Та же проявка текстуры холста в тенях и смазывание на светах, а так же некое количество цветовых пятен и даже минимальная имитация мазков.

Двухуровневая настройка фильтра позволяет достаточно гибко управлять внешним видом «подмалевка». Вы можете настроить размер закрашиваемых светлых областей, степень проявленности текстуры холста (разумеется, в качестве текстуры используется Canvas, со временем вы будете подгружать свои текстуры холста).

Нижняя часть настроек управляет масштабом текстуры (вы можете сделать мелкий холст, а можете заказать очень крупный) и глубиной рельефа текстуры холста. В общем, очень удобные и выразительные настройки.

На этом этапе вы настраиваете подмалевок в зависимости от формата вашей картинки, содержания и ваших задумок. Не следует задавать на мелкие детали изображения крупную фактуру холста.

Варианты решения подмалевка. Каждый из них способен радикально изменить внешний вид имитации и задать совершенно оригинальный и самостоятельный ход вашей работе.

  


3. Базовая часть (формирование мазков и настройка общего внешнего вида).

В принципе, формирование мазков можно осуществлять при помощи нескольких фильтров, но наиболее удачным для этой задачи я считаю фильтр Artistic/Watercolor… не смотря на его обещания по поводу акварели. В качестве основы для фильтра используется исходное изображение в следующем слое (вот тут нам и пригодится копия из буфера обмена.

Фильтр имеет три движка настроек, но в этом процессе реально используется комбинация, представленная на картинке (ну плюс-минус 2-3 значения)

Задача — сформировать форму при помощи мазков и разбить изображение при этом на достаточно ощутимые отдельные фрагменты, не разрушающие форму. (3)

В отдельных случаях можно использовать движок «Интенсивность теней». Но при этом резко теряется цветность изображения. И такой вариант лично я применяю в очень редких случаях.

Далее к этому слою следует применить фильтр Artistic/Paint Daubs (4) с настройкой обоих движков по 6 (хотя попробуйте поискать варианты относительно вашего изображения).

Формирование мазков. Разумеется, пока эстетика их не особенно восхищает, но это пока не последний этап. По крайней мере, изображение разбито на изобразительные плоскости и тональные намеки на мазки. Хотя это уже и есть мазки :o)

Далее этот слой мы сделаем немного прозрачным для того, чтобы сквозь него стало видно подмалевок с текстурой холста.

 

Я не зря так дотошно расписываю каждый момент, ибо каждая мелочь достаточно важна. На картинке 5 вы видите уже достаточно плотную имитацию, но сильно мешают резкие грани (edge) вокруг губ, бровей и вообще вокруг лица. Достаточно дважды кликнуть в палитре слоев на этот слой и установить движок Underlying в нужную позицию (6). Все это можно контролировать визуально. На рисунке 6 практически все выровнено, но вокруг губ по прежнему edge. Это можно убрать ручками «капелькой» (потОм).


4. «Лессировки» (обобщение).

Для этого в базовом случае достаточно подгрузить еще один исходный слой поверх всех и задать ему «прозрачность 25-40» в зависимости от изображения. Вот, в принципе, и все. Особенно хорош этот способ при имитации живописи прошлых веков, так как он «почти буквально» повторяет эти технологии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + один =